Lab Work on Electronics

The Lab Work on Electronics is aimed at hands-on acquaintance with the main radio-electronic components. Unlike other engineering lab works, this one includes minimum equipment requirements: a signal generator, an oscilloscope, a tester, and a soldering iron as the main tool. Students do not work with specially designed training models, but with real radio components: resistors, capacitors, diodes, transistors, etc. The Lab Work begins with an introduction to the main elements — resistance / capacitance / inductance. Afterwards, filters, semiconductors (diodes, transistors) are studied. The basic course ends with assembling a simple preamplifier for a particle detector. Advanced course covers more complicated amplifiers and time-to-time converter. 

Prerequisites:

  • basics of mathematical analysis, linear algebra and analytic geometry
  • basics of physics: metric prefixes, basics of electricity
  • basics of computer knowledge: MS Windows, MS Office
  • appropriate glasses/lenses if the student has poor eyesight: the training includes work with small elements



Before starting the Lab Work, students are required to do the safety (work with a soldering iron, bare low-current live conductors, fluxes and solder) and fire safety training. 

List of Lab Works (B — basic course, A — advanced course):

1. (B) Introduction to the equipment. Soldering basics

Result: skill of work with a multimeter, an oscilloscope, a signal generator and a soldering iron 

2. (B) Introduction to the basic radio components

Result: skill of calculation and soldering of the passive component circuits 

     

3. (B) Calculation of parameters for high-, mid- and low-pass filters

Result: skill of calculating and constructing the frequency filter with required parameters (cut-off frequency, load, amplitude)

4. (B) Study of semiconductor properties

Result: hands-on skill of work with diodes: general idea of the p-n-junction, diode test using a multimeter, cathode and anode finding, diode applications (signal amplitude limitation, reverse current liquidation, diode bridge etc.) 

5. (B) Calculation of stage transistor amplifiers

Result: skill of calculating and constructing the stage transistor amplifier (with a common emitter (CE), with a common collector (CC) and cascades combination by DC and by AC) with required parameters (current and voltage gain, input and output resistance, direct and differential currents). Understanding of the distinction between the stage types. Skill of visual defining the cascade type at the circuit. 

 

 

6. (B) Calculation and construction of the preamplifier with a common base for a cosmic rays detector

 

Result: skill of calculating and constructing the preamplifier based on stage transistor amplifier with a common base (CB) and previously examined stage types (with a common emitter and a common collector). Understanding of the direct currents from the bipolar supply and differential currents in the preamplifier circuit. Skill of working with the real equipment: charge-sensitive amplifier circuit debugging and testing with the real cosmic rays detector.

7. (A) Charge-sensitive amplifier on bipolar transistors for a cosmic rays detector

Result: skill of calculating the differential amplifier (DA), understanding of the direct and signal currents in the DA. Skill of calculating and constructing the charge-sensitive amplifier based on DA, CE and CC. Skill of working with the real equipment: charge-sensitive amplifier circuit debugging and testing with the real cosmic rays detector.

8. (A) Operational amplifiers and feedbacks: from discrete components to integral circuits

Result: general idea of the operational amplifiers (OA) and their parameters, general idea of the feedbacks (FB). Skill of visual defining the FB type at the circuit, ability to choose the convinient FB type for a certain task. Skill of calculating and constructing the amplifier based on OA (LM 358 P precision OA is used in the Lab Work).

9. (A) Investigation of the dependence of the delay time on the cable length using the time-to-time converter

Result: general idea of the current mirror, direct and differential currents in it, calculation and application. Skill of calculating and constructing of the time-to-time converter (TTC) on transistor keys. Ability to evaluate TTC transformation ratio.

10. (A) Transient processes and relaxation devices

Result: general idea of the transient processes in carious RC circuits. Skill of calculating and constructing the multivibrator with RC circuits with required frequencies. General idea of the triggers (SR latch, Shmitt trigger) and their application.

Full course is designed for 3 weeks. However, lab works duration highly depends on student's level and basic skills. Depending on that the amount of the lab works in the course may vary. It is also possible to shorten the course by removing some lab works.

Практикум по электронике

Практикум по электронике имеет целью практическое знакомство с основными радиоэлектронными компонентами. В отличие от остальных инженерных практикумов в его состав входит минимум оборудования: генератор сигналов, осциллограф, тестер и паяльник в качестве основного инструмента. Студенты работают не со специально предназначенными элементами, а с реальными радиодеталями: резисторами, конденсаторами, диодами, транзисторами и т.д. Начинается практикум со знакомства с основными элементами — сопротивление/емкость/индуктивность, далее изучаются фильтры, полупроводники (диоды, транзисторы). Базовый курс заканчивается расчетом и изготовлением простейшего предусилителя для детектора частиц. В продвинутом курсе рассматриваются более сложные усилители и преобразователь «время-время».

Для успешного выполнения практикума студент должен знать основы:

  • математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии
  • физики: приставки СИ, понятие об электричестве
  • работы с компьютером: MS Windows, MS Office

Кроме того, студент должен иметь соответствующие очки/линзы в случае плохого зрения: в практикуме много работы с мелкими элементами.

Перед выполнением лабораторных работ студенты обязаны пройти курс по технике безопасности (работа с паяльником, с оголёнными слаботочными токоведущими проводниками, с флюсами и припоем), а также по пожарной безопасности.

Список работ (Б — базовый курс, П — продвинутый):

1. (Б) Знакомство с оборудованием. Основы пайки

Результат: навыки работы с мультиметром, осциллографом, генератором сигналов и паяльником

2. (Б) Знакомство с основными радиоэлементами

Результат: навыки расчета и пайки схем из пассивных элементов

3. (Б) Расчет фильтров верхних и нижних частот

Результат: умение рассчитать и изготовить частотный фильтр с требуемыми параметрами (частота среза, нагрузка, амплитуда)

4. (Б) Изучение свойств полупроводников

Результат: практические навыки работы с диодами: понятие о p-n-переходе, проверка диода с помощью тестера, нахождение катода и анода, практическое применение диодов (ограничение амплитуды сигнала, ликвидация обратного тока, диодный мост и пр.)

5. (Б) Расчет транзисторных усилительных каскадов

Результат: умение рассчитать и изготовить транзисторный усилительный каскад (с общим эмиттером (ОЭ), с общим коллектором (ОК) и объединение каскадов по постоянному и по переменному току) с требуемыми параметрами (коэффициенты усиления по току и напряжению, входное и выходное сопротивление, режимные и динамические токи). Понимание различия между каскадами. Способность визуально определить тип каскада на схеме.

 

6. (Б) Расчет и сборка предусилителя с общей базой для детектора космических лучей

Результат: умение рассчитать и изготовить предусилитель на основе транзисторного каскада с общей базой (ОБ) и ранее изученных каскадов (с общим эмиттером и общим коллектором). Понимание распределения режимных токов от биполярного питания и динамических токов в схеме предусилителя. Навык работы с реальным оборудованием: отладка и тестирование схемы зарядочувствительного усилителя с реальным детектором космических лучей.

7. (П) Зарядочувствительный усилитель на биполярных транзисторах для детектора космических лучей

Результат: умение рассчитать дифференциальный усилитель (ДУ), представление о режимных и сигнальных токах в ДУ. Умение рассчитать и изготовить зарядочувствительный усилитель, состоящий из каскадов с ДУ, ОЭ и ОК. Навык работы с реальным оборудованием: отладка и тестирование схемы зарядочувствительного усилителя с реальным детектором космических лучей.

8. (П) Операционные усилители и обратные связи: переход от дискретных элементов к интегральным схемам

Результат: понятие об операционных усилителях (ОУ) и их характеристиках, понятие об обратных связях (ОС). Способность визуально определить тип ОС на схеме и подобрать требуемый для конкретной задачи тип ОС. Умение рассчитать и изготовить усилитель на основе ОУ (в работе используется прецизионный ОУ LM 358 P).

9. (П) Изучение зависимости времени задержки от длины кабеля с помощью преобразователя «время-время»

Результат: понятие о токовом зеркале: режимные и динамические токи в нем, расчет и применение. Умение рассчитать и изготовить преобразователь «время-время» (ПВВ) на транзисторных ключах. Способность оценить коэффициент преобразования ПВВ.

10. (П) Переходные процессы и релаксационные устройства

Результат: понятие о том, как протекают переходные процессы в различных RC-цепях. Умение рассчитать и изготовить мультивибратор с применением RC-цепей на необходимые частоты. Понятие о триггерах (RS-триггер, триггер Шмитта) и их применении.

Полный курс рассчитан на 3 недели. Однако продолжительность работ существенно зависит от уровня и базовых навыков студента. В зависмости от этого может варьирироваться количество лабораторных работ в курсе. Возможно также сократить курс, убрав часть работ.